Печать

Советы 6. Создание структуры сайта на Joomla

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Как показала практика, создание именно структуры сайта под управлением Joomla и вызывает наибольшие трудности у педагогов, решивших, наконец, отбросить устаревшие технологии и последовать вслед за прогрессом. Поэтому будем разбирать означенную проблему по косточкам.

Ранее уже писалось, что структура сайта является полной аналогией структуры обычной библиотеки, в которой весь книжный фонд распределен строго по тематическим разделам и подразделам (когда раздел достаточно обширен и содержимое его может относиться к разным темам внутри раздела). Например, имеем раздел «Художественная литература XX века», внутри этого раздела логично существуют подразделы – «Отечественная художественная литература XX века» и «Зарубежная художественная литература XX века». Каждый из этих подразделов дробится на еще более конкретные подразделы: подраздел «Зарубежная художественная литература XX века» сочетает в себе и «Немецкую художественную литературу XX века», и «Английскую художественную литературу XX века», и «Турецкую художественную литературу XX века» и т.д. Каждый подраздел может делиться предельно до творчества отдельного писателя – в этом конечном подразделе читатель найдет конкретные произведения конкретного писателя конкретного литературного направления конкретной исторической эпохи. При такой четкой структуре любой посетитель библиотеки быстро сможет найти нужный материал, однако при том, разумеется, условии, что структура имеет табличные указатели, где и что искать (на сайте эту роль играют пункты меню). Такую прозрачную структуру должен иметь и сайт. Но есть проблема – сайт под управлением Joomla пока имеет только двухуровневую структуру (на настоящий момент, в будущем, в версии 1.6 разработчики обещают 5 уровней). Поэтому мы можем создать раздел – первый уровень, внутри него создать подраздел (подразделы в joomla называются категориями – второй уровень) и все, дальше дробление невозможно. В категориях и публикуются материалы. Вне раздела и вне категории материал может существовать на сайте, но бесконечно публикуя материалы таким образом, мы превращаем сайт в свалку информации, найти в которой требуемое станет весьма нетривиальной задачей. Она усугубляется еще и тем, что, не принадлежа ни разделу, ни категории, материал, конечно, может быть включен в меню, но тогда придется создавать по одному пункту меню на каждый материал. Представьте себе сайт, имеющий 100 материалов и, соответственно, 100 пунктов меню. Это совершенно нерационально.

Двухуровневая структура Joomla совершенно не означает, что нельзя реализовать более сложные ветвления (это можно сделать, публикуя меню, ведущее в следующий уровень, в каждом очередном уровне (категории)), получится не вертикальное ветвление, а горизонтальное. Но не об этом сейчас речь. Дело в том, что многоуровневые структуры, как ни парадоксально, хоть и являются логически выстроенными этажами хранилища информации, но, тем не менее, усложняют ее поиск для обычного посетителя сайта. Поэтому 2 уровня – это оптимально. Они гарантируют, что пользователь не заблудится в структурных лабиринтах сайта. Однако требуют более серьезного продумывания структуры как перед созданием сайта, так и в процессе его ведения, когда приходится перекраивать старую структуру под требования новых массивов информации.

Выводы из всего вышесказанного:

  1. Продумываем структуру сайта, рисуем ее на бумаге (зависит только от вас, от вашего видения того, что должно публиковаться на вашем сайте).
  2. Создаем разделы согласно этой структуре.
  3. Создаем категории (подразделы) в созданных разделах, опять же по разработанной структуре.
  4. Подключаем разделы или категории в меню (зависит от типа меню, который вы выбираете)
  5. Публикуем материалы, выбирая тот раздел и ту категорию, где они должны лежать по смыслу.

Все эти пункты уже достаточно подробно освещены в предыдущих публикациях. Осталось только детальнее рассмотреть вопросы подключения к меню созданных разделов и категорий.

Входим в нужное вам меню (их может быть несколько, в зависимости от потребности сайта) – Меню –Выбираем меню – Создать.

Видим дерево типов пунктов меню. (Напоминаю, что вид страницы, на которую вы устанавливаете ссылку в меню, зависит именно от типа пункта меню, что выберете, то и увидите в результате!) В нем выбираем Статьи (в некоторых версиях Joomla – Материалы, потому что мы делаем ссылку именно на материалы, кстати, по мере установки сторонних компонентов число типов меню соответственно увеличивается) и видим доступные типы пунктов. Здесь нужно хорошо подумать, какой тип выбрать.

Рассмотрим возможные варианты.

Список статей в архиве. Выбираем, если наш сайт за время своего существования накопил огромное количество материалов, помеченных ранее вами же для отправки в архив, и по этой причине нам требуется создать архив по годам и месяцам – вдруг кому из пользователей станут интересны старые публикации. Заполняем все текстовые поля, какие требуется – в данном случае – поле Заголовок и жмем Сохранить.

Результатом, когда вы в меню выберете этот пункт, станет страница, на которой будут в виде дерева, отсортированные по дате публикации, отображаться все материалы, которые вы в свое время отправили в архив.

Стандартная страница статьи. Выбираем, если хотим, чтобы после перехода по ссылке в меню пользователь увидел только один, выбранный вами материал. Указываем этот материал в окне настроек, найдя его в выпадающем списке.

Страница добавления статьи. Выбираем, если хотим, чтобы кто-то из зарегистрированных пользователей вашего сайта мог сам, без вашего участия, публиковать свои материалы. Для этого нужно сначала зарегистрировать этих пользователей и наделить их правами Автора, Редактора или Издателя. Их материалы не публикуются сразу на страницах сайта, а ждут вашего одобрения или неодобрения.

Но строго не рекомендую давать права Управляющего или Администратора! Даже если вы уверены в грамотности этого человека, хозяин на сайте должен быть только один! Понятно, что вы потом можете удалить опубликованный ими материал, но исправлять косяки, которые могут наделать с правами администратора, будет очень сложно, если вообще возможно.

Блог категории. Если выбрать этот тип, то все материалы, опубликованные в категории, которую вы подключите в этот пункт меню, будут отображаться в виде «один под другим», каждая последующая публикация будет вытеснять вниз предыдущую публикацию. Учтите, что все материалы этой категории должны иметь ссылку Подробнее после первого абзаца, иначе страница получится километровая и никто ее до конца ни читать, ни листать не будет.

Список содержимого категории. Все материалы категории предстают в виде табличного списка с возможностью фильтрации по алфавиту и пр. Элементы списка – названия статей, которые являются гиперссылками на их содержимое.

Вот так это выглядит.

Статьи на главной странице в виде блога. Аналогично Блогу категории, но здесь отображаются только те статьи, которые помечены вами для отображения и на главной странице сайта. Смысла в повторном дублировании материалов, уже висящих на главной странице, я лично не вижу. Если только главную страницу вы не делаете не на первой странице сайта, а где-то в глубине его с соответствующей ссылкой в меню.

Блог раздела. Отображает все опубликованные статьи выбранного раздела в виде блога аналогично уже описанному Блогу категории, только здесь идут материалы вперемежку из всех категорий раздела (если их несколько).

Список категорий раздела. Отображает список всех категорий выбранного раздела, нажав на категорию, пользователь переходит к списку материалов этой категории, нажав на название материала – к его содержимому. Имеет смысл, когда раздел имеет большое количество вложенных категорий. Иначе страница будет выглядеть пустоватой.


Резюме

Какой тип пункта меню выбрать – зависит только от администратора сайта. Все эти пункты меню и их типы – изменяемы: если не подходит один тип, заходим в него и жмем кнопку Изменить тип, далее выбираем другой тип и настраиваем его. Необходимо внимательно изучать меню настроек любого типа меню (оно в правой части окна, появляющегося после выбора типа меню в дереве типов). Они на русском языке и достаточно прозрачны, чтобы сообразить что к чему. Пункты меню можно переносить из одного меню в другое, причем не только по одному, но и по несколько сразу, достаточно только отметить в списке пунктов меню нужные и нажать кнопку Перенести, после чего выбрать в списке то меню, куда хотим переносить и нажать OK.

В любом случае – экспериментируем! Без практики результат будет убогим.